Итоговый отчет .
Последняя версия программы
Введение.
Уже давно ни для кого не секрет что информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) быстрыми темпами внедряются во все отрасли человеческой деятельности. В том числе и в сферу образования. В России этот процесс с недавнего времени начал усиливаться. Многие в этом видят как положительные, так и отрицательные стороны.
Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более новационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося. Важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала.
XXI век, информационное общество пытается решить свои проблемы с помощью информационных технологий. Если представить многочисленные области, в которых технология изменила жизнь в 20 веке, эти попытки должны быть успешными.
Теперь, когда информационно-коммуникационные технологии пришли в образование, на них возлагаются большие надежды, но при этом следует быть особенно предусмотрительными в их применении, при этом следует помнить утверждение К. Шеннона, что одним ключом нельзя открыть все двери. Образовательные институты закладывают основы для будущего; они готовят студентов, которые завтра станут гражданами и лидерами [1].
1. Анализ современной ситуации использования ИКТ в сфере образования.
1.1 Краткий анализ современной ситуации.
Что вносят ИКТ в сферу образования:
• технологии индивидуализированного обучения;
• интеллектуальная обучающая среда и мотивация обучения;
• организация учебного процесса;
• комплексное управление учебным процессом;
• глобализации высшего образования;
• создание новых форм общения между обучающимися и преподавателями.
Отсюда вытекает ряд преимуществ и недостатков внедрения ИКТ в образования. В этом анализе будут затронуты лишь нескольких пунктов.
В процессе использования преимуществ ИКТ и выгод, которые они несут с собой, у педагогов может произойти изменение взглядов на свою деятельность, причем это изменение не всегда основано на тщательно продуманном выборе.
Педагоги должны помнить, что технология, вовлеченная в образовательную среду, становится частью образовательного процесса, существовавшего до ее применения. Однако по прошествии времени, когда технология становится более привычной, она открывает новые возможности, позволяющие изменить их деятельность. На этом этапе цели образования могут меняться. Эти изменения могут привести к улучшению образования, главное, чтобы выбор был обдуманным; педагоги не должны идти на поводу у технологии.
Ввод ИКТ в образование должен сопровождаться обсуждением, в процессе которого педагоги получат возможность ознакомиться с новыми технологиями и оценить достоинства ИКТ. При этом особенно важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала. Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех [1].
Как отмечалось выше, использование ИКТ в образовании приводит к глобализации образования. Глобализация открывает национальные рынки образовательных услуг, чем обостряет и выводит на качественно новый уровень конкуренцию университетов в области национального и транснационального образования, неизбежно оказывая воздействие на то, что принято обозначать словосочетаниями «образовательные услуги», «рынок образовательных услуг». Изменение функциональной и организационной структур вузов в эпоху глобализации требует формирования новых инструментов управления. Необходимо развивать новые инструменты планирования и управления, методы мониторинга и оценки деятельности университетов и, что особенно важно, формировать новую коммуникационную культуру. Новые информационно-коммуникационные технологии расширяют образовательные возможности для традиционного контингента студентов, которые получают высшее образование.
1.2 Проблемы эффективного использования ИКТ в сфере образования.
Недостатки глобализации. Во-первых, асинхронная доставка учебных материалов и доставка по требованию обусловливает установление между преподавателями и студентами отношений нового типа, коренным образом отличающихся от тех, которые возникают при применении в высшем образовании более традиционных педагогических форм, таких, как лекции и семинары. ИКТ также изменили формы оценки. Во-вторых, ИКТ позволяют разграничить различные составляющие преподавания и обучения (оформление курса, доставку и оценку), которые раньше были переплетены между собой в силу материальных и пространственных ограничений. Аналогичное влияние ИКТ оказывают на организацию исследовательской деятельности. И, наконец, ИКТ способствуют глобализации высшего образования, что приводит к унификации институциональных условий.
Если смотреть на сегодняшнюю картину образования в России можно сказать что в перспективе электронное образование займет весомую долю на рынке образовательных услуг. По этому сейчас очень важно выработать правовую базу этих услуг, чтобы в дальнейшем здесь не возникло хаоса. Вот фрагмент федеральной целевой программы Электронная Россия:
|
Наименование мероприятия |
Ответственные за реализацию мероприятий Программы |
Срок реализации |
Ожидаемый результат |
1. |
Проведение экспертизы действующей нормативной правовой базы, разработка концепции развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере, разработка законопроектов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере разработки и использования ИКТ, включая совершенствование уголовного, административного и процессуального законодательства |
Минэкономразвития;
Минюст;
Минсвязи |
2002 - 2004 |
концепция, проекты законодательных актов и нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в области разработки и использования ИКТ и их применения в социально-экономической сфере |
2. |
Оптимизация системы государственного контроля и надзора в области ИКТ |
Минэкономразвития;
МАП;
Минсвязи |
2002 - 2004 |
концепция и комплекс мер по созданию эффективной системы государственного контроля и надзора в сфере ИКТ с учетом необходимости обеспечения информационной безопасности государственных информационных ресурсов |
3. |
Разработка и внедрение стандартов в сфере ИКТ |
Минэкономразвития; Минпромнауки;
Минсвязи;
Госстандарт |
2002 - 2003 |
государственные стандарты, регулирующие сферу ИКТ |
4. |
Разработка методических рекомендаций по совершению сделок в электронной и комплекта типовых договорных документов, применяемых в электронной торговле |
Минэкономразвития Минсвязи |
2002- 2003 |
методические рекомендации, комплект типовых документов |
Разработка единой политики в области стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке должна учитывать основные положения Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с указанным Законом одним из основных принципов стандартизации является «применение международного стандарта как основы для разработки национального стандарта…» (статья 12). Наряду с национальными стандартами в РФ могут использоваться правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, классификации и общероссийские классификаторы, стандарты организаций. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Для продукции, процессов, работ и услуг в сфере ИКТ, подтверждение соответствия, как правило, имеет добровольный характер и выполняется в форме добровольной сертификации [2].
При применении ИКТ в образовании возникают ряд этических проблем. Во-первых, применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества.
Другой этической проблемой возникающей при применении ИКТ в образовании является доступность ИКТ, которая состоит из собственно доступности и комфортности. Повышение доступности было достигнуто, благодаря различным изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением графического интерфейса и функциональных стандартов.
И, наконец, третьей проблемой, является оценка эффективности ИКТ в образовании, которая включает с одной стороны целесообразность применения технологии, с другой – способы её использования.
Система обучения ориентируется на формирование репродуктивных навыков, сводящихся к умению запоминать и воспроизводить информацию. Уникальные возможности новых технологий позволяют развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, что получило в литературе название «high-level thinking» и в чем использование ИКТ может быть наиболее эффективным [1].
1.3 Некоторые выводы и рекомендации.
В настоящее время, в сфере образования идут интенсивные процессы глобализации, внедрения информационно-коммуникационных технологий, развития дистанционного образования, создания интерактивных обучающих, контролирующих систем и другие. Ведутся работы по совершенствованию, решению проблем на уровне как отдельных государств, так и на уровне международных организаций таких как: ЮНЕСКО, ЕАУДО, ECDL ( European Computer Driving License Foundation ).
Рис. 1. Логотипы ECDL и Болонского процесса.
В современной Европе глобальным образовательным проектом является Болонский процесс.
Хотя Болонская декларация была сформулирована европейскими министрами образования в Болонье в 1999 году – до выработки Лиссабонской стратегии – Болонский процесс является частью той же концепции. Глобальной целью является создание Европейского пространства высшего образования к 2010 году.
Это пространство должно быть создано посредством сотрудничества лучших из высших учебных заведений, направленного на:
• повышение мобильности студентов по всей Европе (как горизонтальной, так и вертикальной);
• повсеместное повышение компетенции Европейских граждан в контексте непрерывного образования;
• сотрудничество в области образования между университетами (совместные магистерские экзамены, семинары, летние школы,…);
• повышение международной привлекательности и конкурентоспособности европейских высших учебных заведений (также в глобальном контексте);
• широкий доступ всех жителей Европы к высшему образованию (социальный раздел).
С целью реализации процесса организация европейских ректоров (European University Association, EUA) разработала следующие стратегические перспективы:
• необходима организация большого количества различных курсов и программ для удовлетворения самым разным потребностям граждан и предприятий Европы, где бы они ни находились. Их поддержка должна идти за счет соответствующих университетов (в определенных нишах);
• национальные образовательные структуры должны быть прозрачными, понятными и, следовательно, гармонизированными посредством системы подготовки бакалавров-магистров. Не-обходимо применять Европейскую систему трансфера доверия (European Credit Transfer System, ECTS);
• критерии обеспечения качества необходимо привести в соответствие с национальными системами обеспечения качества;
• необходимо введение международной аккредитации на уровне предметных областей.
К 2005 году цели Болонской декларации включены в основные планы действий большинства европейских университетов и национальных органов власти. К настоящему времени 44 страны уже следуют Болонскому процессу в реформе своих систем высшего и университетского образования. На промежуточной встрече в Бергене, прошедшей в текущем месяце, основное внимание уделялось:
• обеспечению качества: национальным стандартам, процедурам, руководствам и европейской координации;
• вопросам аккредитации;
• началу реализации двухуровневой системы;
• выдаче дополнений к диплому для каждого студента; признанию степеней и периодов обучения.
2. Программа анализа эффективности использования ИКТ.
2.1 Задание на разработку программы.
Целью работы является создание программы анализа эффективности использования ИКТ в сфере образования. В программе будут реализованы функции сбора статистической информации, создания и управления критериями оценки эффективности, графического представления статистических данных и их анализа. Программа будет иметь функции вывода на печать таблиц с данными, графиков и диаграмм. В последствии в процессе усовершенствования программы она будет содержать в себе элементы экспертной системы. То есть на основе введённых статистических данных можно будет получить не только диаграммы сравнения эффективности использования средств ИКТ в рамках определённой дисциплины, но и получить краткие рекомендации, указывающие какие именно средства ИКТ и в каких именно дисциплинах используются малоэффективно, и, возможно, получить рекомендации как именно повысить эффективность использования конкретного средства ИКТ.
2.2 Критерии оценки эффективности использования ИКТ в сфере образования.
Эффективность использования средств ИКТ оцениваться по десятибалльной шкале.
1. Используемые средства ИКТ не уместны в данной дисциплине, их использование отрицательно влияет на процесс изучения материала.
2. Используемые средства ИКТ не уместны в данной дисциплине, их использование никак не влияет на процесс изучения материала, и в перспективе ситуация измениться не может.
3. Применение средств ИКТ в текущий момент времени не уместны в данной дисциплине, но в перспективе их внедрение поможет в изучении материала обучающимися.
4. Используемые средства ИКТ помогают в усвоении материала, но не значительно, их использование в практической деятельности студентов (в рамках данной дисциплины) маловероятно.
5. Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, но их потенциал полностью не используется. Использование средств ИКТ в практической деятельности студентов (в рамках данной дисциплины) маловероятно.
6. Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, используются их основные функции, однако для полноты использования предоставляемых функций необходима доработка демонстрируемого материала (создание мультимедийных презентаций, Интернет-сайтов и др.). Использование средств ИКТ в практической деятельности студентов (в рамках данной дисциплины) маловероятно.
7. Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, используются их основные функции, но материал не достаточно нагляден. Студенты используют средства ИКТ как на лекциях, так и в индивидуальном порядке для ознакомления с материалом, выполнения практических заданий.
8. Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, все материалы представлены в виде мультимедийных презентаций, преподаватель грамотно использует оборудование и программное обеспечение; представляемый материал выстроен в чёткой логической последовательности, сопровождается схемами, графиками и наглядными примерами. Студенты имеют возможность использовать данный материал в индивидуальном порядке, выполняют практические задания с использованием ИКТ.
9. Ведение дисциплины не возможно без использования ИКТ. Изучаются либо элементы самих информационных технологий и телекоммуникаций, либо предмет, где, в современной ситуации, работа без применения ИКТ не возможна. Используются основные функции оборудования и программ, но потенциально функциональность оборудования позволяет использовать его более интенсивно и эффективно.
10. Ведение дисциплины не возможно без использования ИКТ. Изучаются либо элементы самих информационных технологий и телекоммуникаций, либо предмет, где, в современной ситуации, работа без применения ИКТ не возможна. Преподаватель и студенты грамотно используют оборудование и программное обеспечение; представляемый материал выстроен в чёткой логической последовательности, сопровождается схемами, графиками и наглядными примерами, в том числе видеороликами, интерактивными моделями, обучающими программами. Студенты постоянно используют ИКТ при выполнении практических заданий. Процесс изучения материала происходит очень динамично, студенты могут проявлять свои творческие способности.
2.3 Описание и возможности программы.
Программа состоит из трёх файлов:
- база данных, хранящая в себе статистические данные, критерии оценки, дисциплины, оцениваемые средства ИКТ;
- исполняемый файл – собственно сама программа;
- файл помощи содержащий в себе описания критериев и подробную инструкцию по использованию программы.
Все функции доступны из главного меню программы, или кнопок быстрого запуска на панели. Чтобы начать работу с программой необходимо открыть файл базы денных (пункт меню Файл>Открыть базу данных). На рисунке 2 представлены пункту меню для работы с базой данных.
Рис. 2. Доступные пункты меню для работы с базой данных.
Программа имеет возможность вывода на печать полученной в результате анализа графической информации. А также некоторые встроенные инструменты – калькулятор и диалог настройки параметров печати. Для подробного ознакомления с функциями программы пользователь всегда может обратиться к файлу справки.
2.4 Использование программы (работа с реальными данными). Выводы.
Программа была апробирована на с использованием созданной шкалы критериев. Были получены результаты сравнения эффективности использования средств ИКТ в трёх дисциплинах:
- Информационные сети;
- СППР в образовании;
- Методология НИ.
Результаты анализа приведены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты анализа сравнения трёх дисциплин.
Как видно из представленной диаграммы на данный момент наиболее эффективно средства ИКТ используются в предмете «СППР в образовании». Наименьшая эффективность использования средств ИКТ в дисциплине «Информационные сети»; скорее всего это связано с тем как подготовлен преподаваемый материал (на данный момент это документ Microsoft Word, который демонстрируется при помощи проектора). В дисциплинах «СППР в образовании» и «Методология НИ» активно используются средства Интернета, проектора и прикладных компьютерных программ, отсюда и такие высокие показатели эффективности.
Европейская ассоциация университетов дистанционного образования (ЕАУДО; European Association of Distance Teaching Universities, EADTU) – организация, представляющая как европейские университеты с открытым и дистанционным обучением, так и национальные ассоциации высших учебных заведений, активно осуществляющих дистанционное и электронное обучение. Членами ЕАУДО являются университеты, основной функцией которых является заочное обучение целевых групп.
На главную
|