Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Факультет информационных систем и технологий

Поиск по сайту:

 

Скачать это

Обзор предметной области, описание процессов. Сравнительный анализ аналогов, постановка задачи.

Сейчас Самарская область на пороге логистического бума. Катализаторами развития выступают сетевая розница и пришедшие за ней дистрибьюторские компании, рассматривающие Самару как логистический центр, предназначенный для обеспечения поставок по всему Поволжью. По мнению экспертов, естественный рост товаропотоков с развитием розницы и потребность бизнеса в логистической инфраструктуре смогут преодолеть столичное лобби, в результате деятельности которого основные потоки товаров идут сегодня в регион через Москву и Санкт-Петербург. Провайдеры-логисты надеются, что бизнес в поисках более эффективной схемы работы будет способствовать формированию соответствующей системы Поволжья, в первую очередь, в потенциальных логистических центрах - Самаре, Нижнем Новгороде и Казани. Опережая спрос, они выводят на рынок высококлассные объекты. Планы выхода на рынок есть и у девелоперских компаний. По словам Андрея Иванова, президента НО "Поволжская логистическая ассоциация", централизация товаропотоков в столице - серьезная проблема для развития региональной логистической системы. "Волга, главная торговая артерия России, сегодня пуста, - констатирует он. - По реке идут только инертные и сырьевые грузы. Из рейсов загранплавания суда ''река - море'' возвращаются пустыми. Импортной загрузки нет. Никто не рискует ввозить товары FMCG (fastmoving consumer goods - товары массового потребления) и другие потребительские товары в контейнерах в Поволжье иначе как через Санкт-Петербург и Москву". По словам Иванова, у участников рынка есть стойкое опасение, что московские и питерские структуры не допустят возврата трафика на Волгу, с которой импорт ушел 75 лет назад, после закрытия в 1930 году Советом труда и обороны СССР Нижегородской ярмарки. "Если усилиями власти и бизнеса проблемы импортной дискриминации Поволжья будут решены, тогда начнется настоящий логистический бум", - резюмирует Андрей Иванов. [1] С ростом грузопотоков будет возникать острая необходимость в оптимизации транспортировки, учёте и размещении грузов. Это потребует закупки или создания нового специализированного оборудования и интеллектуальных систем управления транспортно-складскими потоками.

 

1. Анализ современной ситуации на рынке логистических услуг в Самарской области.

1.1 Краткий анализ современной ситуации.

По данным ассоциации "Большая Волга", удельный вес регионов Поволжья в объеме розничной торговли РФ составил 13,5%, или 201,4 млрд рублей. Самый высокий товарооборот у Самарской области (1,4% от оборота розничной торговли РФ, или 2,7 млрд рублей).

 

Несмотря на большое количество складов, транспортных и экспедиторских компаний, рынок логистических услуг в Самарской области еще не сформировался, считают участники. Крупные компании не всегда могут получить в Самаре качественный сервис, и вынуждены содержать собственные транспортный парк и склады. Операторы прогнозируют обострение в ближайшие два года дефицита качественных складских услуг.

Общая площадь складов, предоставляющих услуги ответственного хранения в Самаре — около 60 тыс. м2. Крупнейшие — терминалы компании «Союз» (около 24 тыс. м2), «Волгатранстерминал» (10 тыс. м2) и Средневолжской логистической компании (СЛК, около 24 тыс. м2, г. Кинель). Транспортно-экспедиционные услуги в Самарской области предоставляют около 200 местных и столичных компаний, крупнейшие из них — Русская логистическая служба (РЛС), «Союз», Самарская транспортная компания (СТК), «Самараинтерэкспедиция». По данным областного отделения Российской транспортной инспекции, автомобильный парк коммерческих перевозчиков в Самарской области насчитывает 21 030 автомобилей грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. В области работают 3175 перевозчиков с собственным автомобильным транспортом, из которых 1904 — юридические лица и 1271 — частные. Основные перевозчики — «Модемтрансавто», «Самаратрансавто», «Союз», «Самараавтотранс-2000», «Самаравнешавтотранс-2» и «СВАТ-2».

Наибольшее количество складской недвижимости сосредоточено в Самаре и ее пригородах. Участники рынка оценивают площадь складских помещений здесь в 80 тыс. кв. м. В основном это перепрофилированные помещения классов С и D. Новые предложения, по мнению представителей логистических компаний, соответствуют классу В. К числу терминалов высокого класса относят объект компании " Нестле Фуд" (Кинель, 18 тыс. кв. м, построен в 2003 году) и складской комплекс "Средневолжской логистической компании" (СЛК) в Кинеле, включая открытый в 2005 году терминал площадью 10 тыс. кв. м.

 

2. Описание процессов.

2.1. Понятие склада.

Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудование , для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склад – концентрация запасов, хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфрастуктурой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.

 

2.2. Организация работы складов на предприятии.

Первый вопрос, который должен быть рассмотрен фирмой при решении проблемы обеспечения складской площадью, - это владение складом. Существуют две основные альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможна и третья альтернатива – лизинг, т.е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату. Однако этот вариант близок к приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая альтернатива.

Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особенно привлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат.

Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.

Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. К тому же сокращаются финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается гибкость использования складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их аренды).

Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным и межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети – централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное – рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта. Естественно, вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат.

Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей и т.д. Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и почти любая логистическая задача, - оптимизационная, поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой стороны – нужно обеспечить (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращение за счет максимального приближения складов к клиентам.рафик (рис.1) показывает зависимость затрат от увеличения количества складов в логистической системе сбыта.

При увеличении числа складов в системе транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаются пропорционально увеличению загрузки транспортного средства. Увеличение числа складов приближает их к потребителю, а значит, сокращается расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов. Стоимость складирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат.

При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж. Это тем более актуально в распределительной системе, где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.

При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т.д. Для хранения таких видов сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороже.

Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных ситуаций.

При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов.

Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов). Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на заработную плату, электроэнергию и т.д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке.

 

2.2. Выбор формы складирования.

Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции.

Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем. Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:

– складируемая грузовая единица;

– вид складирования;

– оборудование по обслуживанию склада;

– система комплектации;

– управление перемещением груза;

– обработка информации;

– «здание» (конструктивные особенности зданий и сооружений).

Каждая подсистема в себя целый ряд возможных элементов (табл. 1). При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.

Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:

1) определяются место склада в логистической цепи и его функции;

2) устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);

3) определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;

4) выбираются элементы каждой складской подсистемы;

5) создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;

6) осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;

7) проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;

8) осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.

 

2.3. Расчет складских площадей.

Основным показателем, характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада.

Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие:

- грузовую или полезную, занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения:

- оперативную, занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;

конструктивную, занятую перегородками, колоннами, лестницами и т.п.

- служебную, занятую под конторы и бытовые помещения.

Определение размера грузовой( полезной) площади склада может производиться двумя методами:

1. по удельным нагрузкам;

2. с помощью объемных измерителей.

По первому методу размер полезной площади определяется по формуле:

 

S пол = Z max

Q доп.

Где S пол – полезная , м^2; Z max – максимальный размер запасов, подлежащих хранению, т; Q доп. – допустимая нагрузка на 1 м^2 полезной площади склада, т.

В этом случае общая площадь S общ. Определяется по формуле

S общ. = Sпол.

Ки

Где К и – коэффициент использования общей площади склада.

Второй метод более точный. Полезная площадь склада определяется по формуле

 

S пол. = S ст Nст ,

 

Где S ст -площадь, занимая одним стеллажом, м ^2; N ст -количество стеллажей для хранения, шт;

 

N ст = N яо

N я ст

Где N яо – общее количество ячеек стеллажей, необходимое для хранения максимального запаса, N я ст -количество ячеек в данном стеллаже, шт;

 

N яо = Z max

V я Y Kо

 

Где V я – объем ячейки стеллажа, м^2 ; g - удельный все хранимого материала , т/м^ ; К о - коэффициент заполнения объема ячейки.

 

Список использованной литературы.

  1. ОАО «Средневолжская логистическая компания», http://www.svlk.ru/, 20.01.2007.
  2. Компания «ПиБи», http://www.pb.ru/, 20.01.2007.
  3. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.

 


На главную

Аниськов Андрей, ФИСТ СГАСУ 2007
Hosted by uCoz