Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Факультет информационных систем и технологий

Поиск по сайту:

Скачать архив

Перспективы электронного образования в России.

Уже давно ни для кого не секрет что информационно-коммуникационные технологии быстрыми темпами внедряются во все отрасли человеческой деятельности. В том числе и в сферу образования. В России этот процесс с недавнего времени начал усиливаться. Многие в этом видят как положительные, так и отрицательные стороны.

Что вносят ИКТ в сферу образования:

 

  • технологии индивидуализированного обучения;
  • интеллектуальная обучающая среда и мотивация обучения;
  • организация учебного процесса;
  • комплексное управление учебным процессом;
  • глобализации высшего образования;
  • создание новых форм общения между обучающимися и преподавателями.

В этом анализе я коснусь лишь нескольких пунктов.

 Глобализации высшего образования.

Глобализация открывает национальные рынки образовательных услуг, чем обостряет и выводит на качественно новый уровень конкуренцию университетов в области национального и транснационального образования, неизбежно оказывая воздействие на то, что принято обозначать словосочетаниями «образовательные услуги», «рынок образовательных услуг». Изменение функциональной и организационной структур вузов в эпоху глобализации требует формирования новых инструментов управления. Необходимо развивать новые инструменты планирования и управления, методы мониторинга и оценки деятельности университетов и, что особенно важно, формировать новую коммуникационную культуру. Учебный процесс в вузах также требует разработки сценариев событий нового типа, новых аналитических систем, дающих возможность оценивать возникающие педагогические, административные, экономические, социальные проблемы и фиксировать источник негативных воздействий. Новые информационно-коммуникационные технологии расширяют образовательные возможности для традиционного контингента студентов, которые получают высшее образование.

Недостатки глобализации. Во-первых, асинхронная доставка учебных материалов и доставка по требованию обусловливает установление между преподавателями и студентами отношений нового типа, коренным образом отличающихся от тех, которые возникают при применении в высшем образовании более традиционных педагогических форм, таких, как лекции и семинары. ИКТ также изменили формы оценки. Во-вторых, ИКТ позволяют разграничить различные составляющие преподавания и обучения (оформление курса, доставку и оценку), которые раньше были переплетены между собой в силу материальных и пространственных ограничений. Аналогичное влияние ИКТ оказывают на организацию исследовательской деятельности. И, наконец, ИКТ способствуют глобализации высшего образования, что приводит к унификации институциональных условий.

Стандартизация и сертификация ИКТ в образовании и науке.

Если смотреть на сегодняшнюю картину образования в России можно сказать что в перспективе электронное образование займет весомую долю на рынке образовательных услуг. По этому сейчас очень важно выработать правовую базу этих услуг, чтобы в дальнейшем здесь не возникло хаоса. Вот фрагмент федеральной целевой программы Электронная Россия:

 

Наименование мероприятия

Ответственные за реализацию мероприятий Программы

Срок реализации

Ожидаемый результат

1.

Проведение экспертизы действующей нормативной правовой базы, разработка концепции развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере, разработка законопроектов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере разработки и использования ИКТ, включая совершенствование уголовного, административного и процессуального законодательства

Минэкономразвития;

Минюст;

Минсвязи

2002 - 2004

концепция, проекты законодательных актов и нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в области разработки и использования ИКТ и их применения в социально-экономической сфере

2.

Оптимизация системы государственного контроля и надзора в области ИКТ

Минэкономразвития;

МАП;

Минсвязи

2002 - 2004

концепция и комплекс мер по созданию эффективной системы государственного контроля и надзора в сфере ИКТ с учетом необходимости обеспечения информационной безопасности государственных информационных ресурсов

3.

Разработка и внедрение стандартов в сфере ИКТ

Минэкономразвития; Минпромнауки;

Минсвязи;

Госстандарт

2002 - 2003

государственные стандарты, регулирующие сферу ИКТ

4.

Разработка методических рекомендаций по совершению сделок в электронной форме (включая трансграничные) и комплекта типовых договорных документов, применяемых в электронной торговле

Минэкономразвития Минсвязи

2002- 2003

методические рекомендации, комплект типовых документов

Разработка единой политики в области стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке должна учитывать основные положения Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с указанным Законом одним из основных принципов стандартизации является «применение международного стандарта как основы для разработки национального стандарта…» (статья 12). Наряду с национальными стандартами в РФ могут использоваться правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, классификации и общероссийские классификаторы, стандарты организаций. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Для продукции, процессов, работ и услуг в сфере ИКТ, подтверждение соответствия, как правило, имеет добровольный характер и выполняется в форме добровольной сертификации.

В соответствии с совместным приказом Госстандарта и Минобразования России создан и активно работает Технический комитет по стандартизации № 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В состав ТК № 461 входят более 70-ти специалистов из 40 организаций (ГНИИ ИТТ «Информика», МГТУ «Станкин», МГТУ им. Баумана, С.-Пб.ГУ, ВШЭ, ИСП РАН, ИИО РАО, ВНИИстандарт, НФПК, РУДН, МЭСИ, МИРЭА, Томский ГУ, Волгоградский ГТУ и др.). Технический комитет №461 ведет активную разработку национальных стандартов в области терминологии, профилей взаимосвязи открытых систем, автоматизированных информационных систем управления отраслью и образовательными учреждениями, образовательных сред и информационных ресурсов, обеспечения функциональной безопасности. На ТК №461 возложены функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге». Созданная методология разработки национальных стандартов для сферы образования может быть эффективно применена и в области науки и техники.

Системная организация работ по стандартизации и сертификации ИКТ должна способствовать обеспечению качества и эффективности при выполнении следующих федеральных и отраслевых программ:

– ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)»;

– ФП «Развитие образования» (в перспективе ФЦП РО);

– ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники»;

– Проекта НФПК «Информатизация системы образования»;

– Ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

В целом если судить по данному материалу работа в этом направлении ведётся интенсивно, однако на данный момент все (пока не многие) образовательные системы вузов весьма разрознены, и чтобы из них сделать некую общую систему нужно приложить немало усилий.

 


На главную

 
Hosted by uCoz