Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Факультет информационных систем и технологий

Поиск по сайту:

Скачать архив

Обзор международной программы развития электронного образования.

В настоящее время, в сфере образования идут интенсивные процессы глобализации, внедрения информационно-коммуникационных технологий, развития дистанционного образования, создания интерактивных обучающих, контролирующих систем и другие. В современной Европе глобальным образовательным проектом является Болонский процесс.

Болонский процесс как международная программа развития электронного образования.

Хотя Болонская декларация была сформулирована европейскими министрами образования в Болонье в 1999 году – до выработки Лиссабонской стратегии – Болонский процесс является частью той же концепции. Глобальной целью является создание Европейского пространства высшего образования к 2010 году.

Это пространство должно быть создано посредством сотрудничества лучших из высших учебных заведений, направленного на:

  • повышение мобильности студентов по всей Европе (как горизонтальной, так и вертикальной );
  • повсеместное повышение компетенции Европейских граждан в контексте непрерывного образования;
  • сотрудничество в области образования между университетами (совместные магистерские экзамены , семинары , летние школы ,…);
  • повышение международной привлекательности и конкурентоспособности европейских высших учебных заведений (также в глобальном контексте );
  • широкий доступ всех жителей Европы к высшему образованию (социальный раздел ).

С целью реализации процесса организация европейских ректоров (European University Association, EUA ) разработала следующие стратегические перспективы:

  • необходима организация большого количества различных курсов и программ для удовлетворения самым разным потребностям граждан и предприятий Европы, где бы они ни находились. Их поддержка должна идти за счет соответствующих университетов (в определенных нишах);
  • национальные образовательные структуры должны быть прозрачными, понятными и, следовательно, гармонизированными посредством системы подготовки бакалавров-магистров. Необходимо применять Европейскую систему трансфера доверия (European Credit Transfer System, ECTS);
  • критерии обеспечения качества необходимо привести в соответствие с национальными системами обеспечения качества;
  • необходимо введение международной аккредитации на уровне предметных областей.

К 2005 году цели Болонской декларации включены в основные планы действий большинства европейских университетов и национальных органов власти. К настоящему времени 44 страны уже следуют Болонскому процессу в реформе своих систем высшего и университетского образования. На промежуточной встрече в Бергене, прошедшей в текущем месяце, основное внимание уделялось:

  • обеспечению качества: национальным стандартам, процедурам, руководствам и европейской координации;
  • вопросам аккредитации;
  • началу реализации двухуровневой системы;
  • выдаче дополнений к диплому для каждого студента; признанию степеней и периодов обучения.

В настоящее время потенциал дистанционного образования и/или электронного обучения не используется в Болонском процессе, хотя для достижения поставленных в Болонье задач необходимо использовать эффективные и новые способы. Поэтому в 2003 году ЕАУДО начинает реализовывать стратегию под названием eBologna («Электронная Болонья»), глобальной целью которой является создание в Европе электронной среды для реализации Болонсконго процесса. Упор делается на:

  • новые педагогические модели развития компетенций;
  • гибкость в непрерывном обучении;
  • электронную оценку, поддержку индивидуального обучения и совместное обучение;
  • внедрение электронного обучения и смешанного обучения в международном контексте;
  • внедрение электронного обучения и смешанного обучения для того, чтобы европейское образование стало более доступным в любой точке;
  • виртуальную мобильность.

В области виртуальной мобильности ЕАУДО разработала детальную схему с четырьмя элементами, которая позднее должна использоваться при реализации программы электронного обучения (в текущем году):

  • принадлежность к международному учебному сообществу;
  • предложение курсов в иностранные институты;
  • разработка совместных курсов, программ и дипломов;
  • предоставление текущего профессионального обучения.

Стратегию eBologna следует рассматривать в качестве поля для сотрудничества и совместных проектов между членами ЕАУДО. Она будет способствовать достижению вышеупомянутых сформулированных в Болонье задач повышения мобильности; организации сотрудничества в подготовке курсов и учебных программ; формированию международной конкурентоспособности и привлекательности; обеспечения широкого доступа к высшему образованию и развитию компетенции в контексте непрерывного обучения. Цель заключается в создании цифровой сети, интегрирующей национальные и региональные университеты в синергетическую сеть электронного обучения.

Сотрудничество вместо конкуренции является единственной приемлемой стратегией дальнейшего продвижения электронного обучения. Для инвестиций в новые разработки и новые виды деятельности, а также для выхода на новые рынки требуются ресурсы и возможности, выходящие за рамки отдельных институтов. Путем объединения усилий отдельные партнеры смогут сфокусироваться на конкретных собственных сильных сторонах и разделах, не теряя перспективы достижения интегрированного решения на уровне европейского сотрудничества.

Некоторые рекомендации относительно электронного обучения и непрерывного обучения как средств построения общества, основанного на знаниях:

  • электронное обучение может стать основным видом обучения в будущем, если образовательный контент будет адаптирован к локальным потребностям и культурам, и будет разработана соответствующая методика электронной педагогики, учитывающая различные стили обучения (персонализация и мультимодальное представление);
  • электронное обучение является способом повышения и расширения участия в высшем образовании за счет предложения различных режимов сочетания работы и обучения в перспективе непрерывного обучения;
  • для построения общества знания национальная образовательная структура должна быть прозрачной, однако отражать национальные и культурные особенности;
  • необходимо оценивать качество курсов и программ, а также проводить их аккредитацию для развития мобильности и обмена;

необходимо создать открытое образовательное пространство для безграничного обмена учебным контентом и учебными мероприятиями.

Использованные источники:

  • «Электронный» Болонский процесс – создание европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному на знаниях, Йорген Банг, Март 2005 г.
  • Болонский процесс в России, http://bologna.mgimo.ru/ 19.10.2005.

Европейская ассоциация университетов дистанционного образования (ЕАУДО; European Association of Distance Teaching Universities, EADTU) – организация, представляющая как европейские университеты с открытым и дистанционным обучением, так и национальные ассоциации высших учебных заведений, активно осуществляющих дистанционное и электронное обучение. Членами ЕАУДО являются университеты, основной функцией которых является заочное обучение целевых групп.

 


На главную

 
Hosted by uCoz