Скачать полный текст пояснительной записки
Скачать отчётную презентацию
Реферат.
Курсовой проект.
Пояснительная записка: 12 с., 6 рис., 4 источника.
АВТОМТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА, СКЛАД, УЧЁТ, РАЗМЕЩЕНИЕ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, АДРЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Объектом проектирования является автоматизированная система учета материальных ценностей и их размещение в адресном пространстве склада.
Цель работы – создание опытного образца системы складского хранения с эффективным использованием адресного пространства с учётом конструктивных ограничений мест хранения и категории материальной ценности.
Разработано информационное и частично программное обеспечение системы по методологии UML. В качестве оптимизационного алгоритма планируется использование математического аппарата задачи о ранце.
1 Системотехническая часть.
1.1 Описание предметной области.
Создаваемая система будет способна решать задачи оптимального размещения и учёта товаров на складе. Она позволяет проводить оптимизацию размещения единиц хранения с учётом топологии склада; используется оптимизационный алгоритм размещения единиц хранения и пополнения зон отбора.
Функции, реализуемые системой:
- аутентификация пользователя;
- ведение справочников (пользователи, единицы измерения, номенклатура, адреса, поставщики, виды операций, материально-ответственные лица);
- ведение оперативной информации (операции на складах, размещение единиц хранения, комплектация заказа, результаты инвентаризации);
- поиск оптимального места хранения для принятого товара;
- формирование отчётов (наличие товара на складе, перемещение заданного товара по складу, приём товара на склад, отгрузка товара со склада; товары готовые к отгрузке, результат инвентаризации и коррекции товарных запасов) в экранной и документальных формах;
- выдача справок по размещению заданного товара и по его остаткам на текущий момент.
1.2 Обзор опыта информатизации предметной области.
В промышленности материальные затраты в среднем составляют до 50% всех расходов; в отдельных отраслях они достигают 80-90% [1]. Поэтому финансовая сторона материально-технического обеспечения на основе его рационализации играет очень важную роль. Издержки, связанные с хранением материалов на складах (аренда, налоги, потери при хранении, порча, страховка и пр.), составляют также немалую статью в бюджете промышленного предприятия. В ряде случаев они достигают в условиях западного уровня развития экономики 10-15% к сумме расходов на приобретение материалов [1].
В силу всего этого проблемы наиболее экономичного регулирования запасов и организации материально-складского хозяйства являются преобладающими в производственно-коммерческой деятельности фирм.
Статистика свидетельствует, что в условиях индустриальной экономики Запада процесс собственно производства товаров составляет лишь 2% от общего времени цикла процессов производственно-коммерческой деятельности, завершающейся доставкой товара потребителю. Остальные 98% времени приходятся на различные виды перемещения и хранения материалов, т. е. на процессы материально-технического обеспечения.
Стоимость всех видов материально-технического обеспечения составляет более 15% от стоимости валового национального продукта или более 30% от общей суммы производственных издержек. При этом на перемещение (все виды транспортирования и перегрузки) расходуется более 40% указанных затрат, на хранение - более 20%, на материальные запасы - порядка 25%, на административные расходы - 15%.[1]. Отсюда очевидна важность, направленность и возможность сокращения указанных расходов на основе организационных технологических новшеств и научных методов оптимизации всех потоковых процессов предпринимательского цикла. Таким организационно-технологическим новшеством, как уже известно, стал логистический подход, а научной методологией - теория логистики.
1.3 Системный анализ процессов информатизации предметной области.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.
В энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия «система»: «Система (от греч. – целое, составленное ид частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».
Данное определение хорошо отражает наши представления о системах, однако целям анализа и синтеза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия «система» воспользуемся следующим приемом.
Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.
Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой. [2]
• Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.
• Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.
• Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.
• Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:
• принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала, должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, г. е. внутри своей структуры;
• принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
• принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы. [2]
1.4 Разработка информационно-логической структуры системы.
1.4.1 Краткое описание методологии UML.
UML - язык моделирования и документирования сложных систем. В последнее десятилетие в компьютерном мире наметилась тенденция моделирования сложных систем визуальными (наглядными) моделями. Причем в новых методах проектирования сложных компьютерных систем, например ООП и ООАП, наглядные модели очень часто связываются с такими зрительными образами как "взгляды", направленные на сложную систему с различных точек зрения. Набор из нескольких наглядных моделей (модельных взглядов) создает в сознании специалистов интегральный образ сложной компьютерной системы, которую они совместно проектируют. Вместе с тем, наглядные модели служат эффективным средством документирования компьютерных систем и их программных обеспечений, а также языком общения между программистами, системными аналитиками и заказчиками систем.
Наиболее известными визуальными моделями, используемыми для проектирования компьютерных систем и их программных обеспечений, являются диаграммы языка UML и стандарта IDEF0, таблицы и диаграммы стандарта IDEF1X. Эти визуальные модели имеют математическую основу в виде теорий графов, множеств и матриц.
Диаграммы и спецификации языка UML связали исходный текст программы с характеристиками объекта автоматизации. При этом UML диаграммы опираются на теоретический фундамент в виде теории множеств и теории графов. Наличие теоретической основы позволяет упростить операции преобразования UML диаграмм, нарисованных на экранах дисплеев, в память компьютеров и уменьшить объем памяти, необходимой для хранения диаграмм.
Рисунок также показывает, что UML диаграммы могут преобразовываться в исходный код (прямое преобразование) и наоборот исходный код может преобразовываться в диаграммы (обратное преобразование). В некоторых случаях прямое преобразование может осуществляться автоматически с помощью программ конверторов. В настоящее время группа OMG активно работает над решением проблемы прямого преобразования диаграмм UML. Обратное преобразование может выполнить только человек.
Язык UML имеет сложную иерархическую структуру, показанную на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура языка UML.
Как видно из рисунка, первый иерархический уровень языка UML составляют сущности, отношения между сущностями и наглядные диаграммы.
Язык UML имеет четыре вида сущностей: структурные, поведенческие, группирующие и аннотационные сущности. Они показаны на втором уровне структурного дерева языка UML, представленного на рисунке 1.
Далее на третьем уровне дерева показано, что понятие "структурные сущности" является именем семи видов пиктограмм (выразительных рисунков), которые называются классами, интерфейсами, кооперациями, прецедентами, активными классами, компонентами и узлами.
1.5 Постановка задачи.
Целью данной работы является создание универсальной объектно-ориентированной логистической системы складского хранения. В практической части работы будут рассматриваться вопросы прикладной логистики. Будет создана логистическая система складского хранения, включающая в себя экспертную систему, которая будет способна решать задачи (и выдавать рекомендации) оптимального размещения и учёта товаров на складе.
1.6 Описание логической структуры БД.
Логическая структура БД представлена на рисунке 2 в виде диаграммы сущностных классов в методологии UML.
Рисунок 2. Логическая структура БД.
1.6.1 Логическое проектирование.
Логическое проектирование системы проводится в методологии UML с использованием пакета Rational Rose 2003. Use Case диаграмма показана на рисунке 3. Диаграмма классов управления на рисунке 4. Диаграмма граничных классов на рисунке 5.
Рисунок 3. Use Case диаграмма.
Рисунок 4. Классы управления.
Рисунок 5. Диаграмма граничных классов.
2. Конструкторско-технологическая часть.
2.1 Разработка физической структуры БД.
В физической модели содержится информация обо всех объектах БД. Физическая модель зависит от конкретной реализации СУБД. Если в логической модели не имеет значения, какой конкретно тип данных имеет атрибут, то в физической модели важно описать всю информацию о конкретных физических объектах – таблицах, колонках, индексах, процедурах и т.д. Большое значение имеет правильное назначение типов данных физическим объектам. Схема базы данных представлена на рисунке 6.
База данных состоит из 9 таблиц. Средствами СУБД MS Access в базе данных обеспечивается целостность данных, каскадное обновление связанных полей и каскадное удаление связанных записей.
Рисунок 6. Схема базы данных.
2.2 Разработка программного обеспечения.
На данном этапе работы программное обеспечение находится в процессе разработки. Система реализуется на языке C# в среде Microsoft Visual Studio 2005. Используемая СУБД – Access 2003.
Ключевой алгоритмом оптимизации используемый в системе будет основываться на алгоритме решения «задачи о ранце». Задача о ранце (рюкзаке) является задачей комбинаторной оптимизации. Она получила свое имя от максимизационной задачи отбора туристом как можно больше полезных вещей в рюкзак при выполнении ограничения на общий объем (или вес) всех предметов. Подобная задача часто возникает в экономике, прикладной математике, криптографии. Для заданного множества предметов, каждый из которых характеризуется затратами и ценностью, определить количество отобранных предметов каждого вида, так чтобы максимизировать общую ценность при ограничении на суммарные издержки.
Список использованных источников.
- Тунгусков Ю. А., Совершенствование материально-технического обеспечения ООО «Нижневартовскэнергонефть» на основе логистики, Тюмень, 2005. – 22 с.
- Миротин Л.Б., Ташбвев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика, М.: Экзамен, 2002 - 152 с.
- Миротин Л.Б., Ташбвев Ы.Э. Системный анализ в логистике, М.: Экзамен, 2004 - 258 с.
- Пиявский С.А., Дерябкин В.П. Методические указания по дипломному проектированию, Самара 2006 – 16 с.